Работа со сновидениями

Толкуем сами свой сон. Без помощи сонника и толкователя.Толкование сна всегда зависит от личности толкователя, его знаний и опыта, от выбранного им метода толкования. Как можно понять значение сна, учитывая уникальность каждого из нас? Одно из возможных решений нашёл американский психотерапевт Арнольд Минделл.

  1. На сегодняшний день существует множество различных подходов к толкованию сновидений: психоаналитический, эзотерический, физиологический, религиозный итд. Все эти методы очень подробно рассмотрены на сайте tolkovatelsnov.ru. Какой выбрать при толковании своего сна – зависит от сновидящего, и от толкователя, к которому он решит обратиться. У каждого способа есть свои преимущества и свои последователи.
    Но есть и заметный минус. Толкование сна будет зависеть от «точки отсчёта» — личности толкователя, его знаний и опыта, а также от того, какой подход он будет использовать при работе со сновидением. Это всё равно, что смотреть на мир через стекло. Даже самое чистое стекло будет вносить искажение в наблюдаемую картину. Также, следует учесть, что каждый человек уникален, и обладает своими неповторимыми особенностями, взглядами, отличающими его от других. Как же можно понять значение сна и максимально избежать искажений при обращении к стороннему толкователю?

    Одно из возможных решений, нашёл Арнольд Минделл.

    Арнольд Минделл.

    [IMG]После получения диплома по физике в Кембридже, Арнольд Минделл приехал в Цюрих, чтобы продолжить своё техническое образование. Здесь же и познакомился с работами Юнга.
    Интересы его плавно сместились на аналитическую психологию и сновидения.
    В 1969 году Минделл приступил к изучению психологии в Институте К.Г Юнга.
    После открытия собственной практики работал психоаналитиком юнгианской ориентации.
    К своему удивлению, Арнольд обнаружил, что для успешного толкования снов, вовсе необязательна такая тщательная теоретическая подготовка, которую он получил.
    Для понимания сновидений достаточно обращать пристальное внимание на то, что переживает сновидящий, как он движется и говорит. «Наблюдайте его тело, и Вы поймёте его сновидения»
    Наработав собственную практику, Минделл получил материал для движения вперёд. При работе с группами он заметил, что спонтанные движения и телесные сигналы, которые наблюдаются при взаимоотношении людей, могут наблюдаться и в сновидениях. Таким образом, сновидения не только отражаются в телесных симптомах, но могут проявляться и в непроизвольных телесных сигналах. Работа Минделла получила новое направление — процессуально ориентированная психология.

    Толкуем сновидение, вживаясь в образы.

    Благодаря своему физическому образованию, Минделл сформировал собственную точку зрения на бессознательное как с феноменологических, так и с символических позиций, что выразилось в применении теории квантовой физики к наблюдению поведения своих клиентов. В этом свете он расширил концепцию «бессознательного», опираясь на тот факт, что при общении, человек проявляет те или иные качества, не осознавая этого.
    По наблюдениям Минделла, опыт можно разделить на два вида: тот, с которым идентифицирует себя клиент (первичный), и тот, который определяется как «чуждый» клиенту (вторичный).
    Психоаналитики считают, что все персонажи сновидения – это отражение сновидящего.
    При этом, сам сновидящий может наблюдать картину сновидения только из одной точки, идентифицируя себя как отдельную Личность, автономную единицу.
    Всё, что происходит с остальными персонажами сновидения, Личность не воспринимает, как собственный опыт, полагая, что наблюдает за совершенно посторонними объектами.
    Суть процессуального подхода – интегрировать первичный и вторичный опыт (осознаваемое и наблюдаемое), полученный в сновидении. Собрать мозаику из разных образов и персонажей в цельную картину.
    Как это возможно?
    Одна из техник процессуальной работы со сновидением заключается в следующем:
    1. Расслабиться, заново просмотреть свой сон, отследить наиболее явные чувства и эмоции, которые присутствовали в сновидении. Дать им название. Провести параллель с со своей повседневной жизнью. Где проявляются такие же чувства, или хочется их проявить?
    2. Представить себя на месте самого яркого фрагмента, персонажа. Принять положение тела, максимально напоминающее форму объекта сна. Прислушаться к ощущениям в теле, постараться их усилить. Позволить телу двигаться так, как оно хочет двигаться, находясь в образе. Какой стиль жизни предлагает то состояние, которое Вы сейчас проживаете?
    3. Отзеркалить чувства на часть природы или космоса.( Найти в пространстве место, которому могут соответствовать эти чувства).
    4. Представить, что Вы и есть это место, посмотреть на мир его глазами. Начать двигаться и звучать так, как по Вашему представлению хотел бы двигаться и звучать этот объект.
    5. Принять от него послание, и попытаться перенести на свою повседневную жизнь. Понаблюдать, что может измениться, если этого состояния в жизни станет больше.
    Основная идея такого подхода – попытка взглянуть на приснившееся глазами других персонажей, помня о том, что они являются нашими отражениями, а следовательно, пытаются донести до нас какую-то информацию, послание. Это послание уникально, и получить его может только сам сновидящий. Для этого совершенно неважно – знакомы ли Вы с наукою толкования. Практика показывает, что любой человек, независимо от уровня знаний, способен самостоятельно понять свой сон. Нужно только желание, и, возможно, немного настойчивости.

  2. Грани личности Профессор истории и философии Роберт Мосс — один из самых популярных современных профессиональных исследователей сновидений. Его книги, основанные на большой практике, стали бестселлерами во всём мире. Применяемая им методика может стать базой для самостоятельной работы со сновидениями.

    [IMG]Каждый человек обладает довольно большим набором личностных качеств (осознанных или неосознанных), которые в разные периоды жизни выступают на первый план или уходят в тень. При этом сознательно или бессознательно вытесненные качества создают душевный дискомфорт. По мнению Роберта Мосса, «сны возвращают целостность, показывают многочисленные грани личности и помогают вернуть все эти стороны под одну крышу. Вот почему очень полезно думать о том, «какую часть нас» могут олицетворять различные персонажи и элементы сновидений».
    Он ссылается на одного из основоположников гештальт-терапии Фрица Перлза. Врач выстраивал обсуждение сновидения так, что пациент должен был поочерёдно смотреть на происходящие в сновидении события с позиций каждого элемента сна, в том числе и неодушевлённые предметы, и безличные силы природы. Включаясь в эту ролевую игру, пациент «мог соприкоснуться с многочисленными разобщенными гранями своей личности и объединить их, слить воедино». Разговаривая от каждого персонажа сна обычными словами или языком телодвижений, сновидец легко поймёт, какие стороны его личности подавляются, какие побеждают в борьбе за первенство.
    Роберт Мосс на семинарах постоянно применяет эту методику гештальт-терапии: все без исключения образы сновидения представляют собой проекции внутреннего мира самого спящего. Это удачный способ работы с начинающей неподготовленной публикой.
    В книге «Осознанные Сновидения. Духовный путь для повседневной жизни» приводятся следующие примеры проработки сновидений.

    Грязный снег (Кристина, женщина среднего возраста)
    [IMG]«Я еду по загородному шоссе со своей подругой Донной. День просто чудесный: яркое весеннее солнце, вокруг, на полях, настоящие ковры из цветов. Но погода резко меняется. Все покрывается грязным снегом. Я чувствую себя отвратительно, мне становится очень одиноко,» – рассказ сновидицы был очень эмоциональным. При этом, говоря о снеге, она прижимала руки к солнечному сплетению. Выяснилось, что в момент просыпания и при словах о снеге у неё были спазмы, «живот будто скрутило судорогой».
    Кроме того, в процессе разговора узнали, что подруга Донна реально существует – весёлая, жизнедеятельная женщина, любительница работать в саду. В начале сна Донна была за рулём, но когда выпал снег, она пропала, за рулём никого не было.
    Представив себя Донной, Кристина сказала: «Донна — это очень важная часть меня. Она любит посмеяться. Когда на поверхность поднимается та часть меня, которая похожа на Донну, все вокруг кажется светлым. Когда она уходит, я, словно застываю, мир становится серым, расплывчатым». Сновидица увидела себя новыми глазами.
    Сложнее было провести гештальт-игру с неживым элементом сна, ощутить себя грязным снегом. Но когда это удалось, Кристина сказала: «Я — слякоть, которую вы оставляете в конце долгой, суровой зимы. Я перемешан с той грязью, которая выходит из ваших машин и снегоочистителей. Вы должны убрать меня — и починить свои выхлопные трубы». Это было несомненным указанием на нездоровье, и подтвердило подозрения, возникшие благодаря неосознанным движениям рук Кристины.
    Итак, сновидение вызвано неудовлетворительным состоянием здоровья, которое сильно снижало жизненный тонус женщины.

    Звёздные войны
    Не переставая восхищаться тем, с какой театральной эффектностью источник сновидений разыгрывает драмы столкновений между различными гранями личности спящего, Роберт Мосс приводит три своих сновидения. То был период жизни, когда он разрывался между путями финансового успеха и духовного обучения, и сны превратились в настоящее поле боя.
    Первый: «Внутри и снаружи огромного сооружения с башнями и зубчатыми стенами идет горячая битва. Поле боя напоминает осажденную крепость из будущего, как в «Звездных войнах». Враги одеты в черно-синюю форму, они прорвались за стены крепости, но там их встретила армия мятежников. У «плохих парней» есть важные заложники, но стражники нервничают. Вражеский командир кричит одному из своих людей, что прострелит ему ногу, если тот не выполнит приказ. В одну из башен крепости направляют два отряда «звездной пехоты», которые должны убить предводителя мятежников. Я просыпаюсь, и исход битвы остается неизвестным»
    Второй: «В нем я вхожу в уютную комнату, предвкушая предстоящий разговор о снах и духовном развитии, но, прежде чем успеваю открыть рот, какой-то разъяренный тип из первого ряда кричит: «Ты разочаруешь своих поклонников!»»
    [IMG]Третий: «В этом сне я проходил таможенный контроль (еще один постоянно повторяющийся мотив моих снов). Я что-то объяснял суровому Представителю Власти, как вдруг заметил, что сквозь ограждения без малейшей задержки проскочила типичная шлюха. Она была опутана шелком и мехами, чем живо напомнила персонажей из романов Джеки Коллинз. Женщина махнула мне рукой и послала воздушный поцелуй. Она словно сообщила мне: «Так уж устроены люди, и с этим приходится считаться»».
    Понятно, что армии из первого сна отразили войну приоритетов, протекавшую внутри сновидца. Второй сон отразил тот же конфликт, но в более обыденной форме.
    Третье сновидение, где внутренний цензор с пристрастием относится к одному персонажу и лоялен к другому, заставило более пристально взглянуть на проблему. «Я проснулся с улыбкой. Я понял, что эта развеселая шлюха в определенном смысле тесно связана со мной — быть может, олицетворяет ту часть моей личности, которая не стесняется предлагать публике то, что она хочет, и наслаждаться полученными взамен земными благами. Преследуя свои новые цели, я не мог относиться к этой грани своей личности как к вооруженному противнику — скорее, это был мой закадычный друг. Наши дороги разошлись, но мы по-прежнему могли оставаться приятелями и даже весело проводить время в обществе друг друга», — пишет Роберт Мосс.

    Автор называет методику игрой «Какая часть меня?», использует её на семинарах, однако к своим сновидениям применяет редко и только в сочетании с другими методами. Это происходит оттого, что в отношении себя всегда имеется несравнимо больше информации, чем о слушателях семинара. Это даёт возможность более качественного анализа сновидения. К сожалению, гештальт-терапия не обращает никакого внимания на трансперсональный и буквальный смысл сновидений, то есть упускает из виду срочные и важные известия, которые можно получить во сне.
    «Честно говоря, игра «Какая часть меня?» наиболее полезна в случае коротких и относительно простых сновидений, особенно если там встречаются символические образы домов, пейзажи, стихийные силы природы, сражения и конфликты, а также часто повторяющиеся обобщенные персонажи (например, управляющие гостиницами, полицейские или шоферы такси)» — заключает Роберт Мосс.

  3.  Вещий сон Проработка вещего сна по методу процессуально-ориентированной психологии даёт информацию о внутренних проблемах сновидца. Помимо того, что сон предрекает событие (чаще всего беду), он показывает, где заложен ресурс для наименее болезненного прохождения неблагоприятного периода

    Получасовая хроника углубления в себя под руководством психотерапевта.
    Вещий сон двадцатилетней давности. Это не страшно, и всё же это не вполне корректный выбор. Следует брать сон, который вспоминается сам, и у меня есть такие. Накануне, я заглянула в свои записи сновидений и решила, что надо брать для начала что-то покороче и с прямым, а несимволическим сюжетом. То есть выбор сделан не спонтанно, как хотелось бы.
    Я давала этот сон в статье, которая написана в тот период, когда я ещё совсем ничего не понимала в предмете нашего разговора. Сейчас просто скопирую.
    «Я вижу во сне свою приятельницу (не слишком близкую подругу, но дорогую моему сердцу), которая живет в другом городе. Наяву она родила ребенка, причем больше десяти лет лечилась, чтобы это произошло. Понятно, что для всех, кто ее любит, это сверхрадостное событие. Так вот в моем сне (недели через три после родов) она стояла с другими женщинами среди колясок и детей. Я попросила показать мне, в какой коляске ее мальчик. А она довольно спокойно ответила: «Нет у меня никакого мальчика». Сон тяжелый, но не единственный такой мрачный из моих видений. Обычно через несколько дней все это забывается. На этот раз было иначе. Мне позвонила наша общая знакомая и сообщила, что мальчик умер».
    Я намеренно взяла столь давний сон, чтобы понять, как он может быть полезен через столько лет, и не прогадала.
    Реплики ведущего я записываю по памяти, приблизительно. Но это необходимо, чтобы зафиксировать ход работы.

    — Закройте глаза, дышите ровно, спокойно. Следите за дыханием, расслабьтесь. Попробуйте подобрать мелодию, звучащую в такт дыханию.
    Я не знаю, сколько это продолжается, наверное, минут пять. Спокойный убаюкивающий голос. У меня звучит вальс Доги («Мой нежный и ласковый зверь»)
    — Войдите в свой сон. Двигайтесь примерно так, как вы двигались в нём.
    Я продолжаю сидеть на стуле, хотя во сне я шла. Мне неохота ходить с закрытыми глазами. Но слышу движение вокруг. По прошлым проработкам знаю, кто-то ходит, кто-то раскачивается, кто-то извивается, кто-то ползёт.
    — Что вы чувствуете, будучи в этом сне? Какие ощущения. Дайте волю чувствам, не останавливайте себя. Какие звуки вас окружают? Какие звуки вы слышите или издаёте?
    Группа начинает звучать. Гудение, шуршание. Кто-то мычит. Ритмичный звук топота копыт (как выяснилось, мой сосед был кем-то копытным, теперь уже забыла кем, и барабанил пальцами по полу).
    Ох, не сбиться бы!
    Что я чувствую? Передо мной дилемма. Наверно, тогда 20 лет назад я удивилась или расстроилась, но теперь я не помню этих чувств. Зато теперь есть напряжение и неловкость, что я своим вопросом, возможно, сделала ей больно. Хотя, замечу, она спокойна.
    — Ваши чувства просятся наружу. Каким жестом или позой вы можете их подкрепить. Чего хочет ваше тело. Оно знает действие или позу. Какое дальше действие? Усильте его, сделайте это преувеличенно, утрированно.
    Я бы ушла, понурив голову. Хотя логичнее было бы обнять её, пожалеть. Но мне стыдно за себя, что вломилась в чужую беду. Встать, уйти? Я выбираю другое: когда мне неловко, я напряжена и недовольна собой, я поджимаю большие пальцы рук, прижимаю их к ладоням, и закрываю кулак. Большой палец оказывается под остальными четырьмя. Я делаю это движение долго, со всей силой давлю, зажимаю большие пальцы на обеих руках.
    [IMG]Хочу добавить, что делаю это не под гипнозом, а совершенно осознанно выбираю такой вариант, понимая, что он демонстрирует мой «зажим», несвободу. Понимаю также, что если ведущий наблюдает за мной, то внутренне усмехается – час назад, в процессе другого обсуждения, я утверждала, что внутренне свободна.
    — Что вы чувствуете, находясь в такой позе? Что вы чувствуете, когда делаете это движение? Усильте это ощущение.
    Кажется, кто-то из группы «свищет саблей» рядом со мной. Не срубили бы голову!
    Усиливаю давление, ощущаю, что сдавлена я вся. Кошмар! Страх и ужас! Впрочем, сознаю, что всё это во мне нарочито-преувеличено. Но понимаю, что так и надо, это правильно.
    — Отзеркальте это чувство на природу. Где на нашей большой Земле есть такое место? Это море? Это лес? Это скала? Что чувствует море? Ваши чувства похожи на чувства леса?
    Судорожно ищу, что бы в природе могло быть так сдавлено. Вижу волю – лес, море, ветер, облака. Да где же оно, моё место? Скала? Нет, не то!
    — Как по-другому можно показать ваше состояние, ваши чувства? Измените позу, попробуйте другое действие.
    Я слышу перемещения вокруг себя. Я продолжаю сидеть на стуле – вот он зажим. Мысли: «Видите ли, неохота ей двигаться, лень ей, видите ли! Да нет, душа моя, это тот же зажим! Ты не можешь двигаться, ты зажата»!
    [IMG]Вот оно, то место! Не приведи Господи! Под землёй. Это неплодородный пласт земли, разумеется, названия не знаю.
    Продолжаю сидеть на стуле, кладу левую ладонь на левое колено, правой ладонью с силой давлю сверху на левую кисть. Давлю, что есть силы. Трезвый голос внутри: «Полегче, мадам, не проломите руку, ногу и стул»!
    — Прочувствуйте хорошенько, какая есть жизнь вокруг вас. Звуки, ощущения, какие они?
    Сверху другой пласт, снизу другой. А ещё ниже бушует магма. Сверху жизнь, цветуёчки с ветерочками. Снизу огонь и разрушения. Меня сдавили и это навсегда, навеки! Ужас.
    Хотя… Я слышу шум ветра наверху. Я чувствую корни растений, они не так уж далеко. А ручеёк… он размывает мне пятки.
    — Каким словом вы определите своё предназначение в таком своём виде? Вы кто или что? Вы для чего?
    Я — щит, я — граница и я — опора.
    — Вернитесь к наблюдению за своим дыханием. Вздохните глубоко, откройте глаза, вернитесь в нашу реальность.
    Опора… Щит… Но надо ли это мне? Или всё же — зажатость, несвобода?
    Шок! Масштабы моего потрясения столь велики ещё и потому, что проработка кошмарного сна четырёхлетней давности дала такой же результат.
    Где та свобода, которая, мне казалось, у меня есть? Обдумываю, отслеживаю свои «несвободы». Оказалось, их несколько. И все ли поймала?

  4. Телесные симптомыСуществуют практические методики, имеющие в основе тот неоспоримый факт, что наши жесты, мимика, интенсивность и форма перемещений, телесные ощущения напрямую связаны с движениями души, с чувствами. Умение работать с телесными симптомами дает продуктивный канал для толкования сновидений.

    Если попробовать усиливать любое ощущение своего тела, то оно непременно отреагирует новыми движениями. Например, у вас слегка ноет зуб. [IMG]Вы можете за делами и разговорами отвлекаться от этой боли. Но как только вы обратите на неё специальное внимание, боль усилится, и рука сама потянется к щеке. В свою очередь, если усилить своё внимание к руке, прижимающейся к лицу, и усилить её давление на щёку, то может появиться следующий телесный симптом. Вы можете начать раскачиваться из стороны в сторону, убаюкивая боль, или качаться вперёд-назад, или начать ходить по комнате. Если и это движение довести до максимально возможной [IMG]интенсивности, оно может перейти в новое. При этом естественное движение (телесный симптом), будучи преувеличенным, выдаст вам неожиданный, часто кажущийся нелепым, образ или ёмкое значимое для вас слово. Этот заключительный аккорд даёт информацию о вашем характере, стиле жизни, расстановке приоритетов, системе ценностей, особенностях взаимоотношений с другими людьми и многое другое.

    На семинаре по процессуально-ориентированной психологии слушателям прежде всего предложили научиться замечать (осознавать) своё тело и понимать, о чём оно говорит.
    Вот что у меня получилось.
    Я сидела на стуле. «Просканировала» тело, ничего особо примечательного не нашла. Ну, разве что спина устала за день.
    Начала усиливать ощущение усталости в спине, почувствовала давление, стала гнуться вперёд. Может быть, даже упала бы со стула, если бы напротив меня не сидела девушка, которая контролировала процесс.
    Попутно я вспомнила о навязчивой подруге, которую мне жалко, но и надоело слушать её нытьё. Испытала лёгкое разочарование: это и есть тот самый значимый образ? И что? Как-то получилось быстро, но незначительно и непонятно. Погнувшись ещё, я поняла, что я — ломовая лошадь, везущая воз. Даже поцокала языком, как копытами.
    Девушка, которая была при мне, обратилась за помощью к ведущей семинара Ирине, которая сказала, что надо усиливать дальше. Но как? Мы не поняли.
    Ирина подозвала меня к себе и… неожиданно запрыгнула мне на спину.
    — И что дальше делать? – спросила я.
    — Не знаю, я груз, мне всё равно.
    Я повезла «груз» по комнате. А что же ещё могла сделать ломовая лошадь?
    — И долго так?
    — Не знаю, я груз, мне всё равно.
    Я знала, что могу покатать «груз» ещё, но зачем тянуть? Всё равно рано или поздно я упаду. Мысль о том, что груз можно скинуть, мне не пришла в голову. Потому я со всего маху упала на пол. Лежу ржу, как и положено лошади, «груз» на мне. Надо сказать, что девушка примерно вдвое меньше меня, потому особого дискомфорта я не испытывала.
    — А дальше что?
    — Не знаю, я груз, мне всё равно.
    Я попыталась встать с «грузом» на спине. Мне это не удалось. Тогда я лёгким движением плеча скинула Ирину с себя и встала. Дальше я сделала то, что здраво объяснить не могу. (Хотя со стороны и до этого всё выглядело подозрительно нездорово). Я встала, Ирина не успела опомниться, как я лёгким движением руки подняла её и снова закинула себе на плечи.
    Вот это и есть мой стиль жизни: везу воз, упала, поржала, встала, взвалила ношу на себя и дальше пошла. Что с этим делать? А ничего. Силы-то есть, значит, могу.
    — Посмотрит, как вы стоите.
    — Как?
    — С вызовом, «руки в боки». Это поза: я всё могу, и пошли все на фик! Но так можно и надорваться.[IMG]Поэтому к спине прислушивайтесь, она ваш контролёр и советчик.

    Какое значение всё это имеет для толкования сновидений? Самое прямое. Логически-ассоциативный подход (толкование по символам сновидений) никак не учитывает эмоциональную составляющую сна, а она может играть решающую роль для понимания послания сновидения. Если отпустить на волю чувство и телом последовать за ним, то через несколько минут вы будете знать, о чём ваш сон.

  5. Разум и душа Каждый сон несёт в себе информацию о наличии у сновидца больших или малых жизненных затруднений. Обладая навыком толкования по символам сновидения, некоторые из проблем можно легко выявить. А также в сновидении заложена информация о глубине проблемы и указан ресурс для её преодоления.

    Попробую пояснить на примере.
    [IMG]Давайте рассмотрим моё сновидение, которое я видела накануне посещения семинара по процессуально-ориентированной психологии.
    «Улица. Очень высокая (примерно 5 этажей) стена, наверху которой я повис (я парень), обняв какой-то выступ правой рукой. Опасности нет, есть кураж. Я жду, что внизу по улице сейчас пойдёт моя любимая, которая на меня обижена, и мне надо помириться. В левой руке оранжевый каучуковый шарик на длинной резинке. Любимая идёт, катит перед собой коляску с младенцем. Я кидаю вниз шарик, он ударяется о землю, отскакивает вверх, и резинка запутывается на пальцах левой руки. Любимая при этом недовольно говорит что-то воде того, что я шут, или: «Горбатого могила исправит». Разворачивает коляску и уходит».
    Символы сновидения указывают на конфликт души и разума, связанный с чем-то новым. Надо сказать, что реально в жизни я тут же нашла несколько отражений этого конфликта. И я знала о них без всякого сна, и эти ситуации раздвоенности давят и предполагают, что надо как-то и в чём-то менять себя. Таким образом, толкование по символам не дало ничего нового.
    Этот сон я проработала дважды, не анализируя, а лишь развивая чувства, заложенные в нём, и находя отклик на эти чувства в своём теле. Обе методики дали один результат, так как пришли к одному образу.Ресурс состоял в том, что надо легче относиться к внутреннему противостоянию. Не стоит разуму вовлекать душу в свои игры, а душе не надо так драматизировать ситуацию. Разум просто шалит, желая развеселить и расшевелить душу. «Не позволяй душе лениться», как сказал поэт.
    Проработки сна происходили на семинаре. Реплики ведущего я записала по памяти, приблизительно. Но это необходимо, чтобы зафиксировать ход работы.

    ПАРЕНЬ (во сне я была в этой роли).

    — Что ты почувствовал, когда женщина ушла?
    — Обиду, — ответила я, ничего не почувствовав на самом деле. Слово это пришло от ума, и это было ошибкой. Придумывать чувство ни в коем случае нельзя. Лучше отложить проработку на время.
    — Где она в твоём теле?
    — Ну, где может быть обида? В груди, наверное.
    — Как ты её чувствуешь? На что она похожа?
    — Такой шарик, клубочек. Маленький такой. Совсем маленький, его просто нет.
    — Тогда сначала. Что ты почувствовал, когда женщина ушла?
    — Досаду. Да это более точное слово, – вот это чувство я уже не придумывала, а реально ощутила в себе.
    — Где она в твоём теле?
    Рука сама потянулась к горлу:
    — Здесь.
    — Как ты её ощущаешь? На что она похожа?
    Опять я ничего специально не придумывала. Мне представилось само собой – тёрка.
    — Покажи тёрку. Каким жестом или движением тела можно показать тёрку?
    Я сложила перед собой левую ладонь в кулак, а правой раскрытой ладонью стала тереть этот кулак. Замечу, что на языке символов левая часть тела относится к душе, а правая к разуму. Получилось: душа свернулась в кулак, а разум открыт, и он «трёт» душу. Такой своеобразный задира.
    — Усиливай это движение, утрируй его.
    Я стала всем телом помогать рукам. В голове сама собой зазвучала весёлая ритмичная мелодия. Пум-ба, пум-ба, пум-ба, пум-ба. Ноги, шея, спина, плечи – ребята, да я танцую, мне хорошо, мне весело!
    — Где в природе ты можешь встретить такое же чувство? Что вызывает у тебя такое же веселье и радость.
    [IMG][IMG]— Летний дождь, пузыри на лужах, радуга в полнеба!

    Да, это не тяжёлые свинцовые тучи. Это короткое и временное явление, которое не может нанести урон. Такой дождь не страшен. Но он полезен, он освежает и очищает.
    Вывод. Не стоит так настороженно относиться к играм разума. Это лишь подпитка, промывка, стимуляция жизни.

    ЖЕНЩИНА.

    Я не буду делать подробную запись в лицах. Суть в том, что, поставив себя на место той женщины кляской (напомню, сон я видела от лица мужчины), я почувствовала, что она сама-то очень хочет помириться, но её не устраивает его поведение. Идя по улице с колясочкой, она уже чувствует напряжение, так как ждёт от него нестандартной выходки. И это её не радует, а раздражает. Она заранее готова рассердиться.
    [IMG][IMG]Сконцентрировавшись на этом раздувании своего недовольства, я отзеркалила своё состояние на природу. Возникло ощущение, что я туча. Мрачная такая и несколько величественная туча на голубом просторном небе. Сразу же расхотелось набирать дальше силу, а захотелось пролиться дождём. Я медленно летела (двигалась с закрытыми глазами по комнате) и видела под собой лужи с пузырями, босых детишек и слышала смех.
    Это, по сути, то же самое, что и в первой проработке, только подход с другой стороны.

  6. Сны и повседневная реальность: как истолковать сон и применить это на практике? Как истолковать сон и применить это на практике? Что такое сон? Это обычно некий визуальный образ, который приходит к нам, пока мы спим. Сон может сопровождаться чувствами, красками, образами и даже запахами…

    [IMG]Все ли видят сны? Я уверена, что большинство людей видят сны, но, не имея привычки с ними работать, просто забывают их в момент пробуждения. Более того, ученые говорят о том, что каждый человек видит около пяти снов и так каждую ночь!
    Есть и специальные техники, как научиться все же замечать свои сны и помнить их после пробуждения.
    Зачем же обращать внимание на сны и тем более, их истолковывать? 

    По моему убеждению, природа не создает ничего напрасно. Более того, в различных культурах снам зачастую придается большое значение. В современной культуре в России интерес к сновидениям растет, с ними работают различные специалисты – психологи, психотерапевты, врачи-сомнологи и др. В частности, медицина сна изучает как психическую деятельность во сне, так и сами сновидения. Психология также работает со снами и связанными с ними психическими процессами человека со времен З. Фрейда.
    Сегодня наиболее быстрым и эффективным способом работы со сновидениями является метод, созданный основателем процессуальной психологии Арнольдом Минделлом — американским психотерапевтом, магистром наук и доктором психологии, автором 19 книг, изданных на 20 языках. Этот метод основывается на знании о взаимосвязи сновидений и повседневной реальности. И сама работа со сном доступна любому человеку, более того – именно человека, который видел сон, лучше всего сможет его «разгадать».

     

    Хотя о гаданиях тут речь не идет – [IMG]процессуальная работа успешно и с высокой точностью используется в случаях с различной симптоматикой: это могут быть заболевания и телесные симптомы, конфликты в отношениях и на работе, зависимости и депрессии… Речь идет о доверии ощущениям самого сновидца – процессуальный психолог знает, что он является лишь зеркалом для клиента, и его задача – наиболее достоверно отразить человеку то, что происходит у него внутри.
    Процесс же самостоятельной работы со сном может выглядеть примерно так:

    * Сновидец вспоминает свой сон наяву и спрашивает себя: что было самым ярким во сне? Что притягивает к себе максимальное внимание?- когда самое притягивающее найдено, можно начинать проявлять его в реальности.

    * Например, вам приснилось путешествие по лесу, в котором самым ярким образом была встреченная там кошка. В этом случае вы, конечно, становитесь кошкой.

    Вы начинаете двигаться как кошка, ощущать себя кошкой, звучать как кошка и т.д.

    [IMG]

    Если же это какой-то менее четкий образ, вы можете проявить его через жест,

    движения рук и усилить его.- когда вы станете этим образом или иным способом проявите его в ощущениях, прочувствуете максимально полно, энергию этого образа важно усилить.

    * Усилив ее насколько это возможно для вас, вы одновременно начинаете осознавать суть этой энергии. Обычно выразить эту суть можно одним-двумя словами, максимум — фразой.

    * — после осознания сути энергии сновидения или его самого яркого образа вы спрашиваете себя: где в моей жизни не хватает этой энергии? Что изменится, если я ее туда привнесу? Что мешает мне использовать ее в повседневной реальности?

    * — завершающая и самая «вкусная» стадия процесса состоит в следующем: Вы становитесь самой этой энергией, проявляя ее суть через тело, движения, звуки и ощущения. Вы идете вслед за своим телом, за самим процессом, начиная спонтанно двигаться и звучать, как бы это не выглядело.

     

    После чего, продолжая ощущать максимально полно энергию сновидения, вы получаете послание — некий ответ на то, зачем к вам пришел этот сон. Послание всегда кратко

    И послание всегда приходит само, совершенно естественно «всплывая», возникая в вашем сознании.

    [IMG]

    Это точно не то, над чем вы думали в процессе. И не то, что заранее казалось вам хорошим результатом этой работы. И даже не то, что вы уже поняли про себя, будучи умным человеком. Это каждый раз очень просто и очень свежо – таковы в основном мои ощущения от посланий. 

     

     

    Например, это послание будет: «Играй!» И далее вы можете представить, где в жизни вы хотите играть, где вам этого не хватает, где такое настроение может вам помочь.
     

    А потом — воплощаете полученные осознавания в жизнь!

Реклама